Какое произведение Александра Ивановича Куприна известно каждому ещё со школьной скамьи? Безусловно, на ум приходит «Гранатовый браслет», повесть, посвящённая неразделённой, безответной любви. Именно в таком амплуа мы привыкли воспринимать писателя, запечатлевшего разные оттенки этого чувства, показавшего, какой многогранной может быть любовь: самоотверженной, глубокой, жестокой, легкомысленной. Следующим произведением, всплывающим в памяти, будет, конечно же, «Олеся», в которой автор вновь обращается к теме романтических отношений, показывает, на что может пойти человек, какими принципами поступиться ради возможного счастья.
Однако образ классика XX века, сформировавшийся у сегодняшнего читателя, не до конца совпадает с реальной личной и творческой биографией писателя. В истории русской литературы Куприн знаменит прежде всего тем, что за свою жизнь сменил множество профессий. Работал военным, циркачом, репортёром, суфлёром, кочегаром, рыбаком, зубным врачом, санитаром в морге, продавцом клозетов, пожарным и был даже конокрадом. Будущий писатель словно не мог усидеть на одном месте и постоянно искал себя в чём-то новом. Одним из таких экспериментов для него и стала «проба пера» в литературе, которой он сохранил верность до конца своей жизни. Художественное творчество позволяло автору и его героям перевоплощаться в людей разных профессий и социальных статусов, причём почти каждый текст Куприна был основан на его личном жизненном опыте. Об этой особенности своего характера он так говорит устами одного из персонажей:
«Видишь ли, я – бродяга и страстно люблю жизнь. Я был токарем, наборщиком, сеял и продавал табак, махорку-серебрянку, плавал кочегаром по Азовскому морю, рыбачил на Черном – на Дубининских промыслах, грузил арбузы и кирпич на Днепре, ездил с цирком, был актером, – всего и не упомню. И никогда меня не гнала нужда. Нет, только безмерная жадность к жизни и нестерпимое любопытство. Ей-богу, я хотел бы на несколько дней сделаться лошадью, растением или рыбой или побыть женщиной и испытать роды; я бы хотел пожить внутренней жизнью и посмотреть на мир глазами каждого человека, которого встречаю».
Литературное имя Куприну сделала повесть о жизни военных – «Поединок». В 1887 году будущий писатель был зачислен в Александровское военное училище – армия была одним из важнейших этапов формирования личности. Этой теме посвящены многие первые его тексты: «Дознание», «Ночная смена», «Поход» и др. Но именно «Поединок» поставил автора в один ряд с ведущими русскими писателями XX века. Чтение отдельных глав повести в 1905 году стало в Санкт-Петербурге главным культурным событием.
Произведения, посвящённые службе в царской армии, не отличаются романтизированным взглядом на вещи. Писатель изображал ту «изнанку», о которой в светском обществе было принято умалчивать: «палочная» дисциплина, издевательства старших офицеров над младшими, пьянство солдат, старающихся таким образом сбежать от жестокой, неприглядной действительности. Всё это было показано в «Поединке», и именно такое откровение произвело в столице эффект разорвавшейся бомбы.
Отношение самого Куприна к армии было сложным. Столь пессимистичное повествование, как в «Поединке», в годы эмиграции сменяется ностальгией. Так, его приятель, начинающий литератор Николай Яковлевич Рощин, вспоминал: «Как любил он военных! О себе говорил, что не только не жалеет о том, что получил военное воспитание, а наоборот, – что вечный его грех то, что из него вышел “плохой офицер”. Говорил, что военная школа воспитывает в человеке лучшие его рыцарские качества: прямоту, честность, гордость, неустрашимость». В своих произведениях – романе «Юнкера» и повести «Купол св. Исаакия Далматского» – он демонстрирует уже совершенно иной взгляд на военную жизнь. В романе представлен романтический образ юнкеров, которые при советской власти изображались не иначе, как враги народа. Такая «реабилитация» царской армии была восторженно встречена эмигрантскими читателями, как, впрочем, и опубликованная в 1928 году повесть «Купол…», где рассказывалось о несправедливо забытом, по мнению писателя, походе Северо-Западной армии на красный Петроград.
Не меньший общественный резонанс, нежели «Поединок», вызвала повесть 1915 года «Яма», посвящённая проблеме публичных домов. «В мельчайших деталях, с запахами, звуками, слухами, писатель изобразил один день из жизни “двухрублёвого заведения Анны Марковны” в неназванном большом южном городе, на Большой Ямской улице». Безусловно, это произведение принесло ещё большую известность писателю, именно оно стало одним из самых читаемых молодёжью начала XX века и причиной обрушившегося на писателя шквала критики.
Каждый читатель найдёт «своё» произведение у Куприна. Для кого-то это будет добрый сентиментальный рассказ «Белый пудель», для кого-то – остросюжетные «Листригоны» и «Конокрады», для кого-то социальные «Молох» и «Яма», для кого-то романтические «Суламифь» и «Гранатовый браслет». Таким многогранным был Александр Иванович Куприн, писатель, чей 150-летний юбилей мы празднуем сегодня.
т. +7 (391) 206-26-88