В феврале прошли очередные встречи с учащимися лингвистических классов гимназии № 13.
15 февраля на уроке в 7 и 8 классах обсуждалась методика работы с экранизацией художественного текста на примере фильмов о Шерлоке Холмсе. Екатерина Игоревна Шевчугова, доцент кафедры русского языка, литературы и речевой коммуникации, продемонстрировала один из возможных подходов к анализу фильма, снятого по мотивам литературного произведения.
Ребята живо реагировали на знакомые эпизоды из фильмов, показывали хорошее знание рассказов Конан-Дойла, активно участвовали в обсуждении режиссерского видения образа знаменитого сыщика, делились своими соображениями и идеями. В ходе урока стало ясно, что даже о современном массовом кино, рассчитанном на широкого зрителя, возможно говорить, используя «серьёзные» категории: герой, образ, деталь, ключевые черты, интерьер, автохарактеристика персонажа и т.д. Это позволяет сформулировать своё отношение к фильму не просто на уровне «нравится – не нравится» или «похоже – не похоже», но использовать экранизацию как подспорье при анализе художественного текста или при написании рецензии.
Вторая встреча была приурочена к МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ РОДНОГО ЯЗЫКА. 20 февраля, накануне этого замечательного праздника, доктор филологических наук профессор Ольга Викторовна Фельде обсудила с семиклассниками тему "Русские и русскость в зеркале языка".
Гимназисты выяснили, как отражается национальный характер, мировидение русского народа в лексике и фразеологии национального языка, узнали, о чем свидетельствуют парадоксы русской грамматики и загадки семантики. В итоге все пришли к выводу, что русский язык ‒ это не только зеркало сложного внутреннего мира русского человека, но и механизм, который регулирует всю русскую жизнь. Отвечая на вопрос, что такое русскость, ученики дружно отметили, что это "состояние души", сопричастность русской культуре. Поэтому "русскость" была свойственна великому лексикографу В.И. Далю, который был наполовину датчанином, наполовину немцем; русскость выражали в своем творчестве "нечистокровные русские" А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов.
В конце участники встречи нарисовали вербально-ассоциативный портрет русского человека, в ценностную картину мира которого входят понятия "Родина", "Душа" и "Природа". Результаты этого ассоциативного эксперимента будут интересны тем, кто изучает языковое мышление современных подростков.
Тема роли родного языка в национальной и региональной культуре вскоре прозвучит и на традиционных ангарских встречах в СФУ, назначенных на 12 марта. Будем рады видеть учителей и гимназистов наших подшефных классов на этом патриотическом мероприятии.
т. +7 (391) 206 26 85